Пикшня велем Авакай, корьмакай, Монь Пикшня велем. Кода монень паро: Аштят икелем. Тон минек чачтымизь— Невтик маней чинть Ды панжик эрямонь Келей валдо кинть. Мороюткось: Эряк тон ламо пингеть, Монь эрзянь вел ем. Ды кадык лембе кедьсэть Улезэ кедем. Эрямонь кинть лангсо Кастыть парт ломанть. Ульнесть толсо-ведьсэ, Но сынь эзть ёма. Андыцянь-симдицянь Шнамо лем кандат. Масторсонть ломантнень Тон кшиде андат. Мороюткось: Умонь шкасто Пушкин Инжекс теть сакшнось. Сон паро арсемат Тонеть ёвтакшнось. Ней пурьгинечиркесь Циторды велькссэть, Прок Изнямонь арка Ашти менельсэть. Мороюткось: Эряк тон ламо пингеть, Монь Эрзянь велем. Кадык лембе кедьсэть Свал эжни кедем. Павел Любаев

                       Пекшня велень лопа / Сайт села Пикшень

Форма входа

Поиск

Главная » 2009 » Август » 29 » Новости из Мордовии
23:34
Новости из Мордовии

Отпуск, проведенный в родной Мордовии, оставил приятные воспоминания о гостеприимстве трудолюбивых отзывчивых людях, проживающих здесь,  о красивом современном Саранске с его широкими проспектами, нарядными площадями, впечатляющими спортивными сооружениями, клумбами роз и фонтанами. Удалось мне посетить и знаменитый Мордовский республиканский музей изобразительных искусств имени С.Д.Эрьзи, полюбоваться в тишине его залов на скульптуры великого земляка,  зарядиться жизнелюбием полотен Ф.В.Сычкова,  в задумчивости застыть перед картинами И.К. Макарова, восхититься работами талантливых современных художников – уроженцев Мордовии.  Во время отпуска были и походы в лес,  мордовская земля богата лесными дарами, обильна и дикими ягодами, и грибами, и орехами.  Да и просто побродить по родным любимым с детства местам, полюбоваться на «мазый вечкевикс таркан»  -это, по-моему,  самый приятный отдых.  При этом возникает ощущение, что сама родная эрзянская земля дарит тебе физическую силу и душевное равновесие, насыщает тебя своими целебными соками.
Но, вместе с тем, отпуск в Мордовии заставил задуматься над некоторыми национальными проблемами, в частности языковыми, которые бросились в глаза с первых же дней пребывания здесь.  
Раз уж отдыхаешь в Мордовии, то сам бог велел, находясь на земле предков,  освежить свои знания эрзянского языка, попрактиковаться в живом общении с эрзянами. Но всё оказалось не так-то просто, во всяком случае в моём родном Чамзинском районе, а точнее – в посёлке Комсомольском…  
В попытке понять проблемы моих земляков, причины языковой катастрофы, постигшей эрзян поселка Комсомольского, мною и было сделано несколько заметок-размышлений, которыми я и хочу поделиться.

*****************************************************************************
Ездили в посёлок Комсомольский за продуктами. По дороге специально обратили внимание на указатели населенных пунктов: все наименования указаны на русском языке, ни одного эрзянского дубликата названий не встретилось. В самом Комсомольском все вывески также на русском языке. Эрзянскую речь удалось услышать лишь однажды: в магазине двое мужчин в милицейской форме перекинулись между собой парой слов эрзякс. Услышав родную речь, я радостно их спросила: «Мордовиясо эрзянь кель а стувтыди?»  
Горько писать об этом, но даже пожилые эрзяне, проживающие в Комсомольском, за годы жизни здесь довольно прочно подзабыли свой родной язык и полностью перешли на  русскоязычное общение, причём не только в общественных местах, но и в домашнем обиходе.  На мой взгляд, главная причина этого кроется в том, что местные эрзяне почти полностью изолированы от общения на родном языке.  Этому активно способствует отсутствие эрзянских вывесок, явно недостаточный объем СМИ на эрзянском языке. В  Чамзинском районе издается районная газета «Знамя», в каждом номере которой эрзянскому языку отводится целый разворот. Это, с одной стороны, радует, а, с другой стороны, возникает вопрос: насколько этого разворота достаточно, если учесть, что в поселке Комсомольском преподавание в школах и в индустриальном техникуме эрзянского языка длительное время полностью отсутствовало?  У проживающих здесь молодых людей не сформирован интерес к эрзянскому языку, многим и этот разворот в районной газете не нужен, так как отсутствуют элементарные знания национального языка.  
Культура общения на эрзянском языке в посёлке Комсомольском находится почти на нулевом уровне, едва теплится, и лишь благодаря тем редким носителям языка, которые прибывают сюда из пока сохранившихся, к счастью, окрестных эрзянских сёл.  Но, пожив здесь всего пару лет, и эти эрзяне постепенно ассимилируют.  Если не говорить на родном языке каждодневно, он, к сожалению, быстро забывается, стирается из памяти, и потом остается только удивленно разводить руками и недоумевать: «Как получилось так, что родной эрзянский язык мною так быстро забыт?!»

*****************************************************************************************
Любовь к родине невозможна без любви к родному языку. Если следовать этой простой и неоспоримой логике, то любое государство должно быть заинтересовано во всяческой поддержке развития национальных языков, так как патриотические чувства граждан на этом фоне значительно усиливаются.  
Отчего же в Мордовии так прохладно и равнодушно взирают на явное умирание национальных языков, на массовые отказы молодёжи изучать свои национальные языки? При этом виновниками признаются сами молодые люди, их леность, незаинтересованность, устраненность от национальных проблем. При этом ни один чиновник не задается вопросом, а не является ли такое отсутствие национального самосознания прямым следствием ошибочной (мягко сказано) национальной политики.
Откуда у молодежи появится интерес к изучению национальных языков, если даже их родители не могут похвастаться знанием оных?!  В городах и районных центрах Мордовии отсутствует культура общения на национальных языках, поэтому нет жизненной необходимости в изучении этих языков. Все вывески, надписи, объявления повсеместно на русском языке. При приёме в Мордовский государственный университет и иные учебные заведения республики знание национальных языков не требуется и не поощряется  никоим образом.
В республике чрезвычайно мало издается книг на национальных языках, которые молодёжь стремилась бы читать, отсутствуют и популярные национальные радио- и телепередачи, которые молодые люди слушали и смотрели бы с интересом и удовольствием.  Непростительно мало выходит книг о непростой, полной загадок истории эрзян и мокшан – а ведь история всегда притягивала к себе людей,  и именно ею можно было бы заинтересовать молодежь Мордовии, пробудить в ней элементарное любопытство к своим корням. В книжных магазинах Мордовии мне не удалось увидеть ни одного такого издания, как не смогла найти и современных литературных эрзянских альманахов, антологий эрзянской поэзии. А ведь среди эрзян много поэтов, публицистов, причём большинство пишут непосредственно на эрзянском языке.
Спрашивается, откуда у нашей молодежи появится интерес к своим национальным корням, любовь к родному языку, если мы, их наставники, с равнодушием взираем на полную несостоятельность национальной политики,  на систематическое попрание наших национальных прав и интересов?!
**********************************************************************************************

Ходили в лес на разведку: не появились ли после прошедших дождей грибы? Грибов не обнаружили, зато собрали огромный букет душицы – карво-тикше, которая в большом количестве растёт на лесных полянках и в перелесках.  Запахи лесные  – можно ли их сравнить их благоухание с каким-либо другим ароматом?!  Вот где разнообразный сложный букет! – французские духи просто-напросто «отдыхают».
Настроение было несколько подпорчено видами сожженных полей. Обгорелое жнивьё устрашающе топорщилось черной щетиной.  Запах гари стоял в воздухе и сопровождал нас, пока мы не ушли вглубь леса. Подумалось, насколько оправданы такие меры по уничтожению соломы?
На память сделала два снимка: сожженного поля и горящей соломы на фоне труб цементного завода. Картинки получились устрашающими…
**********************************************************************************************

Не могу не написать о том, что у населения пропадает собранный урожай и в больших количествах, так как сдавать излишки сейчас невыгодно из-за ничтожных приёмочных тарифов. Тема эта, на мой взгляд, очень злободневна, было бы замечательно, если бы появились публикации сельчан на эту тему. Который год я наблюдаю, как пропадают никем не востребованные яблоки, вишни, крыжовник, кабачки, картошка в личных хозяйствах моих земляков. По их словам, они бы с радостью сдавали фрукты и овощи в заготконторы, как это было раньше, но вырученные денежные средства не покрывают даже транспортные расходы.  В результате собранный урожай и домашние заготовки полежат-постоят в погребе, а затем с истечением срока годности  просто выбрасываются.  На моей памяти как-то из погреба моих родителей-пенсионеров было выброшено 36 ведер картошки – она так никому и не пригодилась.
А моя семья в городе картошку гораздо худшего качества вынуждена была в это же время покупать. Следует заметить, что в последнее время в городах стала уже привычным явлением  продажа импортной картошки и по баснословным ценам.  Городским жителям приходится покупать  и импортируемые из тридевятого царства морковь, капусту, лук, так как их часто и альтернативы-то нет, выбирать не из чего.
А в это же самое время у сельчан пропадает урожай, вроде бы и необходимый горожанам, да  только так и не дошедший до них. Как расценивать эти вопиющие факты?!
Получается, ради сверхприбылей некоторых разжиревших буржуа, можно наплевать на интересы обобранного и разоренного, не смеющего замолвить за себя словечка, населения. Кто мы для властьпредержащих – просто мусор, хлам, с которым можно не считаться,  который можно легко обманывать, задабривая копеечными прибавками к пенсиям и унижающими пособиями?  Вот такие невеселые мысли приходят порой отпускнику, отдыхающему в российской глубинке.

*********************************************************************************************
Поселок Комсомольский за последнее время сильно изменился. Вырос, появились новые красивые сооружения, как, например, церковь Благовещения Пресвятой Богородицы, ледовый дворец. Но, честно сказать, я не люблю быть здесь длительное время. Первое, что бросается в глаза – очень грязно, разбитые пешеходные дорожки и автомобильные проезды между домами. Дороги не убираются, поэтому в сухую ветреную погоду пыль просто стоит в воздухе, а в сырую – очень грязно, в туфлях и босоножках ходить «не рекомендуется».  
Совершенно жуткий вид имеет площадь перед рынком – видимо, власти никогда  не затрудняли себя проблемой благоустроить её. Вероятно, когда-то здесь было бетонное покрытие, но от него остались лишь одни воспоминания и бетонная пыль, кругом кучи мусора, чувство неряшливости и полного неуюта. А совсем рядом, по соседству, красуется вышеупомянутая церковь Благовещения Пресвятой Богородицы, где  стерильная чистота: белоснежно сияют высокие стены храма, золотом сверкают купола. Блеск и нищета соседствуют, никого не стесняясь и ничуть не смущаясь.
О ледовом дворце, построенном только-только, в голову приходят тоже невесёлые мысли.  Интересно, сможет ли он себя окупить? Насколько мне известно, на градообразующем цементном заводе за последнее время прошли существенные сокращения производственного персонала, до ледового ли дворца будет детям безработных?
Контрасты, контрасты, контрасты…

*********************************************************************************************
По старой памяти заглянула в бывший книжный магазин – от него остался лишь небольшой отдел. Спросила, есть ли в продаже книги эрзянской тематики: словари, книги по истории, художественная литература мордовских авторов? Продавец ответила: «К  сожалению, ничего нет».
К слову сказать, в посёлке с населением 13765 человек по данным на 2007 год, функционирует всего лишь один книжный отдел.  Заметьте, даже не магазин, а отдел, в котором, не нашлось ни одной книги национальной тематики!!!  Сам факт говорит за себя: это не случайное недоразумение, это – целенаправленное искоренение всяческой культуры,  а о развитии национальной культуры даже думать не приходится.  
Как здесь не задаться вопросом, а хлебом ли единым лишь сыт человек?!  
Хлеба и зрелищ! – этот возглас черни в римской империи как никогда характерен для наших дней, но не постыдно ли руководствоваться этим лозунгом  нам, живущим в 21 веке?!   Только ли «земным благоденствием» счастлив человек?
Шагая по демократическому пути, мы слишком много негативного переняли у западной демократии, забыв при этом о главном – смысле человеческой жизни. А сильные мира сего этому процессу активно способствуют, ведь упрощенной однородной биомассой легче управлять, контролируя ее материальные потребности.  Идеология "хлеба и зрелищ" для низов и земного господства для верхов, манипулирующих массами, - вот бич нашего современного общества, вот тот самый путь, по которому мы  и передвигаемся в настоящее время. Куда ведёт этот путь, нетрудно догадаться.
Но не забывайте, что у каждого из нас есть свобода, которой мы вправе воспользоваться – это свобода выбора, и всё в наших с вами руках, главное, иметь силу воли сделать свой выбор: сказать «да» – либо животной жизни, либо попытаться найти в себе Бога.

специально для "Эрзянь ки"

Просмотров: 1394 | Добавил: Sergu | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:

Архив записей

...EKN=ESN.ERZINFO

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0